Если вы уже прочитали первую часть статьи «Как научить ребенка считать»: Методика Гленна Домана – подготовка к занятиям, то вы уже знаете, что первые шаги в обучении малыша математике с помощью карточек Домана – распознавание количества, с помощью карточек с большими красными точками. Математическая программа Домана относится к интуитивной математике, и основанна на восприятии реального количества.
Так же, как и при обучении чтению (алфавит изучается когда ребенок уже читает), в математической программе, символы (числа и цифры) малыш будет изучать только на четвертом этапе программы, после того как освоит распознавание количества и математические операции.
График занятий, приведенный здесь рекомендован самим Гленном Доманом. Но несмотря на это, не следует его рассматривать как догму, задача этого графика – методическая помощь родителям, четкий план ваших действий. Ваша задача при этом, следить за ребенком ( и за собой), и подстроить занятия под свои возможности. Количество занятий и карточек в наборе – максимальное рекомендованое, вы должны подстраивать его, для того, чтобы оно было комфортным для вас обоих. Как говорил Гленн Доман: “Всегда заканчивайте до того, как ребенок захочет закончить.”
Понимание количества
- День первый (карточки 1-5, 3 занятия):
Подготовьте для первого урока карточки от 1 до 5 из набора «Счет». Найдите место,где вас никто и ничто не отвлечет. Покажите малышу карточку с одной точкой и произнесите «Это один». Показывайте карточки очень быстро, ровно столько, сколько вы будете их называть. И не давайте никаких пояснений. Сейчас еще нет необходимости что-либо объяснять. При показе карточки смотрите не на нее, а на ребенка.
Точно так же покажите еще четыре подготовленные карточки. Не просите малыша повторять за вами, не проверяйте его.
Показав пять карточек, погладьте его или поцелуйте, скажите ему, какой он замечательный и как вам нравится его учить.
В этот день, еще дважды повторите урок, точно таким же образом.
- День второй (карточки 1-10, 6 занятий):
В течение второго дня, повторите урок 3 раза. Но добавьте второй набор из пяти карточек (с количеством точек от 6 до 10) и тоже продемонстрируйте его три раза. Итого, получается шесть занятий в день.
В первые два дня показывайте карточки по порядку от 1 до 10.
- С третьего по пятый день (карточки 1-10, 6 занятий) :
С этого дня, перемешивайте карточки так, чтобы они демонстрировались совершенно случайным образом.
Постоянное перемешивание карточек вносит в занятие элемент новизны, поскольку ваш ребенок никогда не сможет предугадать, в каком порядке вы станете показывать ему карточки.
- День шестой (карточки 3-12, 6 занятий):
На шестой день начните изымать старые карточки (показанные 15 раз) и добавляйте новые.
Делайте это так: На шестой день, изымайте два самых маленьких числа (1 и 2) и добавляйте следующие – 11 и 12.
Перетасовывайте карточки перед каждым сеансом, но новые – показывайте последними.
Изученные карточки повторять не надо, но они пригодятся вам для второго и третьего этапа программы.
- День седьмой (карточки 5-14, 6 занятий):
Архивируем карточки 3 и 4, добавляем 13 и 14. Проводим с каждым из 2 наборов по три занятия с интервалом не менее 30 минут.
- День восьмой (карточки 7-16, 6 занятий):
Архивируем карточки 5 и 6, добавляем 15 и 16. Проводим с каждым из 2 наборов по три занятия с интервалом не менее 30 минут.
- День девятый (карточки 9-18, 6 занятий):
Архивируем карточки 7 и 8, добавляем 17 и 18. Проводим с каждым из 2 наборов по три занятия с интервалом не менее 30 минут.
- День десятый (карточки 11-20, 6 занятий):
Архивируем карточки 9 и 10, добавляем 19 и 20. Проводим с каждым из 2 наборов по три занятия с интервалом не менее 30 минут.
Принцип занятий первого этапа в основном один и тот же все время. Вы создаете наборы из пяти карточек, заменяете самые старые карточки, и показываете каждый набор трижды в день.
Вы тратите в день десять минут на занятия, а ваш ребенок уже осваивает азы математики в приятной и спокойной обстановке.
Занятия первого этапа стоит продолжать до карточки 100. После чего, вводится понятие “ноль” с демонстрацией одной пустой карточки. Это понятие вводится последним.
Итоги занятий по восприятию количества:
- Количество учебного материала: 2 набора по 5 карточек (со второго дня занятий)
- Изображение: красные точки (диаметром не менее 19 мм)
- Одно занятие: 1 набор (демонстрируется 1 раз)
- Количество занятий: 3 раза в день (для каждого набора)
Продолжительность занятия: 1-2 сек. (на показ одной карточки) - Добавление новых карточек: 2 ежедневно (с шестого дня, по 1 в каждом наборе)
- Удаление изученных карточек: 2 ежедневно (с шестого дня, два наименьших числа)
- Продолжительность показа карточки: 15 раз ( 3 раза в день на протяжении 5 дней)
- Перерыв между занятиями: в течение первых недель занятий, перерывы должны быть не менее получаса. Позже, можно уменьшить промежутки между занятиями до 15 минут
- Продолжительность этапа: изучение 100 карточек ( плюс чистая карточка – ноль)
Регулярность – основополагающий принцип обучения, но если в силу каких-то причин вы прервали занятия по математической программе, то возвращаясь к занятиям, начинайте с того же момента, на котором остановились. Повторение не требуется.
Также напомним, что не нужно проверять знания и не нужно повторять пройденное. Это может способствовать напряжению и отрицательным эмоциям. А эти занятия должны стать источником радости и веселья для вас.
Переходить ко второму этапу можно, не дожидаясь окончания первого.
После того как ребенок освоится с количеством от одного до двадцати, он готов к введению понятия “сложение”.
Используя карты от 1 до 20, можно составить 190 разных уравнений, так что на первое время занятий, материала у вас будет в изобилии.
*При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.