Перейти к основному содержанию

Методика Гленна Домана

О Карточках Домана слышали все, – это словосочетание вошло в нашу жизнь давно. Кто же такой автор методики – Гленн Доман?

И действительно ли так эффективен его метод?

В 1955 году Гленн Доман основал Институт развития человеческого потенциала (IAHP).

Некоммерческая организация была создана для улучшения и ускорения психического и физического развития детей. Первоначально институт занимался детьми с повреждением мозга, для которых и были разработаны интенсивные программы психического и физического стимулирования. В течение пятнадцати лет Доман работал только с детьми с поражением мозга.

Благодаря своей работе с пациентами с черепно-мозговыми травмами, Гленн Доман и его коллеги обнаружили способность мозга восстанавливаться после травмы и его способность развиваться через стимуляцию.

Оказалось, что травмированный мозг можно заставить работать, стимулируя центральную нервную систему различными способами. Было замечено, что стимуляция органов чувств неподвижно лежащих детей, считавшихся безнадежными, активизировала мозг в целом. Стало ясно, что, стимулируя, например, зрение, вы можете заставить ребенка двигаться.

Особое внимание было уделено чтению.  Демонстрация карточек с написанными словами, одновременно с произнесением слова, не только способствует запоминанию слов и пониманию смысла сказанного, но и способствует активизации двигательной активности и даже помогает обогнать в развитии сверстников.

После успешных результатов работы с такими детками, которые, например, овладевали чтением в раннем возрасте, Доман задумался, почему здоровые дети того же возраста не могли этого сделать. Вскоре он понял, что если дети не учатся читать в раннем возрасте, то это происходит по причине того, что им не дают такой возможности.

Через несколько лет, методика обучения раннему чтению была проверена на здоровых детях. Результаты превзошли все ожидания. Дети быстрее развивались физически, а интеллектуально намного опережали свой возраст.

И тогда, в 1960-х годах, известный американский врач-физиотерапевт, добившийся замечательных результатов в лечении детей с травмами мозга, стал заниматься всеми детьми.

Прошло много десятилетий, но популярность этой методики не уменьшается. Сейчас пожалуй сложно утверждать, что принесло большую известность Гленну Доману, новаторская работа в лечении детей с поражением мозга или авторская методика раннего развития здоровых детей.

Основные утверждения метода Домана:

  1. Чем младше ребенок, тем легче ему учиться. Доман считал, что развитие ребенка должно начинаться с рождения. До пяти лет ребенок легко поглощает огромные массивы информации. До четырех – это происходит еще проще, еще эффективней, а возраст до двух лет – наилучшее время для начала обучения детей.
  2. Основа программы – флеш-карты. Одним из самых эффективных способов обучения малышей до года, является показ им флеш-карт. Особенность метода – карточки показываются очень быстро. Именно при этом информация, которую вы предлагаете ребенку, будет восприниматься бессознательно правым полушарием мозга. У детей меньше трех с половиной лет, мозг очень легко воспринимает информацию таким образом.  Именно поэтому такие занятия являются радостными и чрезвычайно быстрыми. Сами карточки – это большие карты с четкими изображениями, со словами или цифрами, которые сразу привлекают внимание малыша. Это могут быть физические карточки или виртуальные, хранящиеся на компьютере и отображаемые в виде презентации слайд-шоу.
  3. Карточки-факты. Лучше всего младенцы воспринимают информацию в виде фактов. Поэтому карточки с изображением должны быть дискретны – посвящены одному факту, без отвлекающих элементов. Если на карточке дом, то только дом без деревьев, неба и т.п. Одна карточка – 1 бит информации. 10-20 карточек объединяются в категории.
  4. Четкая подача. Разговаривать с детьми раннего возраста, надо четко выговаривая слова, громким голосом. Материалы для проведения уроков тоже должны быть большими и четкими. Под четкими карточками Доман понимал изображение, на котором ребенок может различить все детали.
  5. Читать ребенок учится без знакомства с буквами. Его мозг легко воспринимает новые слова – целиком, как картинку, так как он не учится – играет. Читая слово, он идентифицирует, распознает его. Но слова не просто запоминаются, мозг обучается, строит сложные ментальные схемы, структуры, которые будут использоваться на протяжении всей жизни.
  6. Родители – лучшие учителя малыша. Именно вы, знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. И к тому же, вы сильно его любите, а это – наилучшее сочетание для учителя.
  7. Детей можно научить абсолютно всему. Мир смотрит на рост и развитие мозга, как на нечто предопределенное. Доман же утверждает, что это процесс, который может быть замедлен или остановлен (например, в результате черепно-мозговой травмы), но может быть и ускорен. И именно стимуляция – необходимое условие, ключ к раскрытию потенциала. Каждый новорожденный ребенок имеет огромный потенциал. Этот потенциал можно «разблокировать» при раннем стимулировании мозга.
  8. Учимся с радостью. Часто родители, занимающиеся ранним обучением, пытаются воссоздать дома школьную атмосферу, переносят в дом принципы школьного обучения. Но главный принцип обучения по Доману – обучение в радость. От вашего подхода зависит успех. Никогда не подходите слишком серьезно к занятиям, обучение – это игра, в которую вы играете вместе с ребенком. Это не работа, а привилегия, которую он заслужил. Не забывайте регулярно хвалить малыша.
  9. Учимся быстро. Уроки не должны занимать много времени, ведь ребенок не должен заскучать. Короткие занятия позволяют достичь лучших результатов.
  10. Вовремя заканчивайте занятие. Всегда останавливайтесь, прежде чем  малыш захочет остановиться. Именно тогда, он с удовольствием воспримет следующее занятие. Наблюдайте внимательно за настроением и вниманием ребенка, чтобы не пропустить нужный момент.
  11. Уроки проводите только в хорошем настроении. Проводите уроки, когда и вы и  ребенок находитесь в спокойном и расслабленном состоянии. Ключ к успешному обучению крохи – не пытаться проводить урок в сумбурной обстановке, когда он голоден или устал. Или когда у вас нет времени.
  12. Учимся последовательно. Если вы хотите добиться успеха в обучении, – будьте последовательны. Остановки и повторное возобновление уроков может привести к потере интереса. Заручитесь поддержкой близких и организуйте себя, чтобы заниматься без перерывов.
  13. Вводите вовремя новую информацию. Вы будете удивляться каждый день тому, как быстро ваш маленький ребенок запоминает новую информацию. Не повторяйте старые карточки после того, как малыш ее запомнил. Вы должны уметь чувствовать этот момент и регулярно заменять старые карточки новыми.
  14. Никаких “экзаменов”. Забудьте про проверку знаний. Обучение по Доману – это только процесс предоставления информации.  Никогда не проверяйте своего ребенка, в таком возрасте это просто оттолкнет его от занятий. Обучение – это подарок, самый ценный, который вы можете дать своему ребенку. Всегда помните это и просто вместе с малышом с удовольствием познавайте мир.

Метод Домана – не догма и конечно не произойдет катастрофы, если систематическое обучение подождет до школы. Но период от рождения до восьми лет – и особенно от рождения до трех лет – является критическим временем в развитии мозга ребенка.

К тому же, главное преимущество метода Домана в том, что став для ребенка первым и лучшим учителем, вы не только обучаете чтению, расширяете словарный запас, но и улучшаете навыки общения, создаете глубокую связь между родителем и ребенком. Дети не просто учатся, но и узнают о мире вокруг!

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

− 1 = 3

Корзина