Перейти к основному содержанию

Как выучить с ребенком алфавит?

Когда бы вы не начали учить читать ребенка, какую бы из множества методик не использовали, рано или поздно, детям приходится учить алфавит.

Алфавит – база, основа, позволяющая детям читать, писать, приобретать знания об окружающем мире. Буквы учат абсолютно все. По какой бы системе вы не учили ребенка читать, без этого этапа не обойтись. Но в принципе что такое буква для ребенка? Визуальная абстракция.

«Элементами языка являются слова, а буквы всего лишь конструктивные материалы для построения слов; точно так же, как дерево и глина конструктивные материалы для построения дома. И как язык состоит из слов, дом состоит из кирпичей и досок.» (Гленн Доман)

В этой статье мы постараемся подсказать, как сделать обучение максимально эффективным и при этом легким.

1. Когда приступать к изучению букв?

На  этот вопрос нет однозначного ответа, подходящего сразу всем. Советуем вам не полагаться на мнения и рассуждения друзей, родственников и даже на рекомендации педагогов и психологов, а смотреть на своего ребенка.  Малыши развиваются в своем темпе, а это означает, что не каждый ребенок будет заинтересован в обучении в одном и том же возрасте.

Со сложностями или без, дети  выучат и буквы, и все те звуки, которые они образовывают, даже если мы не занимались с ними ранее, даже если мы начнем их учить в возрасте после  5-ти лет, когда сам процесс обучения будет даваться им намного труднее.

Итак,

Если вы не занимались ранее:

Доверяйте своей интуиции и внимательно наблюдайте за малышом. Это позволит вам найти момент, который станет лучшим для начала изучения алфавита. Как при любых занятиях с детьми младшего возраста, вы ни в коем случае не должны принуждать ребенка. Иначе рискуете получить обратный эффект. Вы можете ( вернее должны!) делать это медленно, в соответствии с индивидуальным темпом вашего ребенка и регулировать уровень сложности в соответствии с его навыками.

Если ваш малыш занимается по методике Домана:

Рекомендуем  учить ребенка алфавиту позже, уже когда он  научится читать. К тому времени он сможет понять, для чего люди придумали алфавит и зачем нам нужны буквы. А возможно, что к настоящему моменту ваш ребенок уже выучил алфавит или большинство букв,  без какой-либо вашей помощи или наших советов.

Но в принципе, самое подходящее время для начала изучения букв – это тогда, когда ваш ребенок проявит интерес к этой теме. Это проявляется, например, в вопросах о том, какая буква или слово есть в любимой книге, читаемой вместе с родителем, или в ситуациях, когда ребенок хочет научиться писать свое имя. В таких случаях стоит выполнить его просьбу и незамедлительно начать знакомиться с буквами.

2. Какие занятия самые эффективные?

Сделать обучение  алфавиту эффективным  несложно, если вы найдете интересные способы вовлечь ребенка в обучение.

Самое первое  знакомство с буквами начинается гораздо раньше осознанного изучения. Чтение книг с малышом это первый шаг и он особенно полезен при явном нежелании заниматься. Занятия могут наскучить, но чтение с родителями интересных книг, любят практически все дети.

Никому не интересна зубрежка, и если вы просто называете ребенку букву – не  ждите результата. В игровой форме, с игрушками, карточками, кубиками,  знакомство с буквами обычно происходит быстрее.

Есть  отличный способ стимулировать процесс изучения букв — использовать буквы для других увлекательных занятий или междисциплинарного обучения.

Возможно вам понравятся некоторые из предложенных идей:

  • Самая важная буква – первой выученной буквой, конечно же  должна быть первая буква имени.
  • Карточки — отличный способ помочь детям запомнить все буквы алфавита. Каждая буква сопровождается ярким, точным изображением, чтобы дети могли связать букву с предметом, начинающимся с той же буквы.  Изображения – конкретные и простые, как и все, что изучают дошкольники. Чтобы дети быстрее запомнили буквы, в течении дня стоит в различных занятиях стимулировать распознавание букв ( в детской с игрушками, на прогулке, читая вывески).

Набор карточек Домана ” Алфавит”

  • “Съедобный” алфавит – в магазине обратите внимание на хлопья, печенье или вермишель  в форме букв, которые даже перекус превратят в веселый «урок».
  • Алфавитные боксы – детям 3-4 лет будет интересно открывать для себя новые слова на выученную букву. Для этого подойдет коробка для рукоделия с отсеками. Одна ячейка – одна буква. Складывайте в отсеки все что найдете. Это могут быть различные предметы  (резинка, точилка, ключик, монетка, мячик, орех, фасолина, ручка и т.п.) или маленькие игрушки. Все зависит от размеров коробки и желания. В каждый отсек можно добавить еще и саму букву из домашнего набора: пластиковую, картонную или магнитную. Если некоторые отсеки коробки  останутся полупустыми – не переживайте, скоро наполнить их вам поможет ребенок. Если вас не устраивает что предметы малы и за ребенком нужно присматривать, можно подготовить большую коробку и поочередно складывать туда предметы на одну букву. Превратите это в ритуал. Каждый день добавляя новые предметы или меняя букву.
  • Чтение книг с алфавитом – традиционное любимое занятие малышей. Приобретите  пару книг, которые вас привлекут и каждый день с помощью ярких картинок и увлекательной графики, знакомтесь с алфавитом. Ищите  книжки с яркими красочными картинками и буквами, напечатанными крупным жирным шрифтом, чтобы вашему ребенку было как можно проще запомнить их. Чем больше  у “ученика” возможностей распознавать буквы, тем лучше!
  • Мультисенсорность Как и любое другое занятие с детьми раннего  возраста, старайтесь сделать изучение букв мультисенсорным занятием. Дети используя разные органы чувств, запоминают быстрее и помнят  дольше. Летом не забудьте порисовать буквы на песке, зимой – на снегу. Их можно вылепить из теста или пластилина.
  • Обучающие песни и стихотворения – музыка может помочь учиться. В магазинах или в Интернете можно найти песенки, которые помогут выучить алфавит. Это очень эффективная и приятная форма обучения. Малыш может петь и  танцевать,  и при этом развиваться физически и интеллектуально.
  • Буквы – деревянные, картонные, магнитные, – расположенные на видном месте, также облегчают обучение. Ребенок запоминает графические символы и с помощью родителей учится их произносить. Ведь самый важный аспект распознавания алфавита заключается в том, что дети должны знать звучание каждой буквы. Это помогает им быстрее  запоминать буквы.

Карточки Домана Буквы

  • Развивающие игры – это еще одна полезная форма обучения. Игры необходимо адаптировать к возрасту и навыкам ребенка.  Начинайте с игр, в которых ребенку нужно найти букву, затем правила усложняются, – нужно составить слово или указать на гласные или  согласные буквы.
  • Кубики с буквами – отличная забава, которая стимулирует воображение и в то же время облегчает обучение. Из кубиков можно строить дома и города, все, что захотите. Играя с кубиками, буквы, размещенные на них , будут сами запоминаться. Позже можно будет самостоятельно составлять из кубиков слова. Есть кубики из различных материалов:  из пластика, дерева, картона или других материалов.

Сначала учите печатные буквы, которые легче запомнить. Лишь на более позднем этапе, когда ребенок их запомнит, стоит показывать письменные буквы. Обучение должно проходить незаметно. Вы не сможете усадить малыша и начать “урок” –  для этого будет время в школе. Родителям же необходимо проявить последовательность, внимание,  такт и  терпение. Их задача кроме изучения букв, – недопустить никаких  неприятных эмоций, связанных с учебой.

В ваших силах, сделать так, чтобы ваш ребенок проявлял любознательность, интерес и полюбил учиться.

 

*При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 79 = 84

Корзина