«Музыкальное образование есть более сильный инструмент, чем какой-либо другой». ПЛАТОН
Красивая цитата, но….несмотря на то, что этой цитате уже более 2000 лет, музыкальным развитием детей сознательно занимаются очень немногие родители. Хотя сложно найти малыша, который не любит танцевать, петь или создавать музыку, используя все, что находится под рукой.
Дети рождаются с идеальным слухом, и способны различать практически неограниченный диапазон звуков. Но со временем, без музыкального развития, диапазон различаемых звуков уменьшается.
Занятия музыкой в первые годы жизни, когда мозг проходит через процесс быстрого физического развития, играют огромную роль. Музыка способствует улучшению памяти и когнитивных навыков, к тому же высвобождает большое количество эндорфинов, так называемого «гормона счастья».
Так что заняться музыкальным развитием стоит даже если вы и не планируете вырастить музыканта. Обучение игре на инструменте возможно и будет – позже, но окружить ребенка музыкой могут абсолютно все родители – прямо с рождения.
Рассказывая о музыкальном развитии малышей, просто невозможно не упомянуть методику Шиничи Судзуки(1898–1998) – японского скрипача, философа, педагога и гуманиста.
Метод Судзуки
Метод Судзуки — это учебная программа по музыке и философия преподавания. Метод направлен на создание среды для изучения музыки, которая аналогична языковой среде для овладения родным языком. И сам метод направлен на развитие способностей, на реализацию врожденного потенциала. Ведь если дети могут выучить язык, слушая и подражая, то точно так же ребенок может осваивать музыку, причем как и освоение языка, это должно происходить с рождения.
Судзуки называл свой метод «Метод родного языка». Подтверждением правильности его суждений стали множество известных талантливых музыкантов со всего мира, обучавшихся с раннего детства по его методике.
В настоящее время по этой методике более 250 000 учеников из 40 стран учатся у 8000 сертифицированных преподавателей.
Особенности метода Судзуки
- Учится играть на инструменте по методике Судзуки рекомендуется с 2-4 лет, но музыкальное развитие начинается с рождения.
- Нотную грамоту, дети начинают изучать после того, как какое то время играют на слух. Так же как и по методике Домана, дети учат буквы после того, как научатся читать.
- Еще одной отличительной чертой методики, является умение слушать других. Дети могут несколько месяцев наблюдать за игрой других учеников, и только после того, как ребенок проявит готовность, он начинает играть на инструменте сам.
- В методике для каждого инструмента существует заданный репертуар, который каждый ученик методики изучает в одном и том же порядке. Благодаря этому, на общих слетах, концертах школ Судзуки с разных стран, дети легко играют на концертах друг с другом без репетиций. И 10, 50, 100, 1000 маленьких детей разных национальностей исполняют одно произведение.
- Дети должны играть по памяти и возвращаются к старым произведениям для повышения мастерства.
- Помимо индивидуальных уроков музыки, ученики, посещают еженедельные групповые занятия, обучаясь через социальное взаимодействие.
- Если вы думаете, что родители не задействованы при таком обучении, то вы ошибаетесь. Родители играют решающую роль в методике Судзуки, даже если у них совсем нет слуха. Они посещают уроки, записывают ноты. Задача родителя – понять основы игры на инструменте, чтобы облегчить ребенку занятия дома.
Методика дает результаты не только при обучении игре на музыкальном инструменте, но этот подход работает также при обучении математике, искусству, поэзии.
Как видите эта методика, также как и методика Домана – универсальный метод.
Занятия по музыкальной программе методики Домана, самые легкие и веселые. Но к сожалению, даже при высокой заинтересованности, родителей часто, останавливает отсутсутствие музыкального образования. Занятия не проводятся из-за элементарного страха. С чего начать? Как должны быть построены занятия? Что нужно для проведения занятий?
Ответ на все эти вопросы можно найти в книгах Глена Домана: «Не волнуйтесь! Вам не обязательно быть музыкантом, вы – родитель и вы можете стать замечательным учителем музыки для своего ребенка»
Музыкальность развивается благодаря разнообразию, накоплению музыкальных впечатлений. Вы можете научить малыша основным музыкальным навыкам и не имея музыкального образования.
Есть много направлений, с которых можно начать музыкальное развитие малыша по методике Домана. Вы можете выбрать для себя интересные вам категории и занятия, но самое главное, чему родители могут научить детей начиная с первых месяцев – слушать и чувствовать музыку, развивать чувство ритма. При желании можно также изучить с помощью карточек Домана композиторов, музыкальные инструменты, нотную грамоту.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам на этом пути:
1. Слушаем и поем: Колыбельные и забавлянки
Петь малышам надо каждый день, при сохранении зрительного контакта, в идеале – без музыкального сопровождения. Кормление, купание, переодевание, подготовка ко сну – идеальное время для этого.
Инстинктивно, с первых дней малыша, родители используют музыку для выражения силы своей любви и нежности. Напевая перед сном колыбельные, мама выбирает для крохи именно ту музыку, которая нужна для развития музыкальности и языковых навыков. Вообще колыбельные, забавлянки, передаваемые из поколения в поколение, имеют много общего с речью младенцев, в частности – повторяющиеся ритмические рисунки и длинные гласные звуки.
2. Слушаем отрывки классических произведений
Только кажется, что прослушивание музыки не требует навыков: Включи, – и наслаждайся! Но умение слушать и чувствовать музыку тоже необходимо воспитывать. С рождения. Постепенно. Плюс таких занятий, что вам не нужно готовить материалы:
- Подберите музыкальное произведение, которое вызывает у вас положительные эмоции.
- Включайте или проигрывайте отрывок из него до трех раз в день. Рекомендуется включать музыку негромко, для повышения чуствительности слуха.
- Во время звучания можно покачать ребенка на коленях, потанцевать с ним по комнате. Настройте свои движения в соответствии с музыкой – показывайте свое настроение, эмоции.
- Помните, что закончить прослушивание надо ДО того, как ребенок устанет!
- Если ребенку отрывок не понравился – он не разделяет вашей радости, – не настаивайте, попробуйте другой отрывок или другое произведение. Позже можно попробовать вернуться к «отвергнутым» отрывкам.
- Слушайте это произведение в течение недели. Со следующей недели, выбирайте новый отрывок этого произведения или другое произведение.
- Количество отрывков (или произведений) можно постепенно увеличивать, прослушивая их три раза в день.
- При желании, вы можете паралельно с прослушиванием, рассказывать о произведении или показать фотографию композитора, называть его фамилию, имя. Главное – не спешите, не перегружайте малыша информацией.
- Рекомендуем не одевать на малышей наушники из-за невозможности постоянного контроля уровня громкости отдельных записей!
- Иногда делайте повседневные звуки предметом для прослушивания. Обратите внимание ребенка на интересные звуки вокруг. Выйдите на улицу в поиске необычных, новых звуков.
3. Развиваем слух
«Хороший слух» – внутренний слух, к которому стремятся многие музыканты. В классическом образовании, развитием слуха начинают заниматься недопустимо поздно. Целесообразнее начинать развитие музыкального слуха рано, пока дети маленькие.
По методу Глена Домана, можно выучить все что захотите. Каждый звук — по методике представляется как факт – бит интеллекта. Но главное, – звук должен быть чистым. В этом отношении достаточно точны электронные устройства.
Вам понадобиться хороший электронный инструмент и схема клавиш фортепиано.
- Представляйте звуки от самых низких до самых высоких.
- Каждый день представляем 5-10 звуков за три занятия.
- Через неделю самый низкий звук – «откладываем» и вводим более высокий. Так же как в математической программе Домана.
4. Знакомимся с музыкальным ритмом
Ритм часто рассматривается как один из фундаментальных аспектов теории музыки и развитие чувства ритма является одним из центральных элементов музыкального развития.
- Дети любят двигаться в такт музике. Простые движения, покачивания хлопание в ладоши в такт музыке – идеально подходят для первого этапа развития чуства ритма.
- Также в этом, вам помогут ударные инструменты, например, барабан.
- Выбиайте музыкальные произведения с разным ритмическим рисунком. Найдите приятные вам марши, вальсы, танго, и т.п. – маршируйте, танцуйте вместе с малышом.
- Позже можно усложнить задачу – повторять, копировать ритм музыкального произведения.
Ваша задача при этом, проигрывая различные мелодии, двигаясь вместе с ребенком, помочь ему определить ритм мелодии.
Следующий этап – изучение нот от самой длинной (целая) до самой короткой нотки (шестнадцатой):
- Подготовьте карточки длительности нот
- Изучайте их по схеме карточек Домана
5. Играем на самодельных инструментах
Если у вас пока нет музыкальных инструментов не переживайте. Изготовьте инструменты вместе с ребенком. Для малышей кастрюля с деревянной ложкой – лучший первый инструмент. Пригодятся и конфетные коробки или банки из под кофе с фасолью, рисом или горохом – получится отличный шейкер.
Почерпнуть новые идеи «создания» музыкальных инструментов на любой возраст можно в интернете.
6. Знакомимся с музыкальными инструментами
Самодельные инструменты это хорошо, но позже, ваш малыш должен познакомиться и с настоящими инструментами. Даже если нет возможности приобрести инструмент, подумайте, возможно у кого-то из родственников есть пианино или например, старая гитара. Возможно в гостях у друзей, малыш сможет познакомиться со скрипкой или флейтой. Покажите ему, как звучит инструмент, как правильно извлекать из него звук.
7. Учимся читать ноты
Еще одно направление занятий – чтение нот. Этот урок, позволяет вашему ребенку ассоциировать высоту тона с письменной нотой на нотном стане. Удобный способ показать, что более высокие ноты пишутся выше, а более низкие — ниже.
- Подготовьте карточки на каждую ноту вашего инструмента
- Выберите пять нот проигрывайте их, показывая соответствующую карточку.
- Добавляйте новые ноты, одновременно убирая одну из предыдущих (так же как и с обычными карточками Домана).
Когда ребенок подрастет, задания усложняются:
- Например, возьмите две карточки с нотами и сыграйте одну из нот. Попросите ребенка показать карточку с сыгранной ноткой.
- Сыграйте нотку и попросите малыша пропеть ее.
Все эти пункты не обязательно выполнить все, – нет никаких догм и правил. Просто отложите свой список дел, и помогите ребенку открыть для себя музыку в игре, со взрослыми которых он любит – обеспечьте малышу с первых дней музыкальную среду. Получайте удовольствие от совместных музыкальных занятий. Этого будет достаточно, и только эти два пункта уже станут базой для дальнейшего обучения. И музыка навсегда станет частью жизни вашего ребенка.
Дякую. Дуже сподобалося .