Перейти к основному содержанию

Чтение по Доману. II и III этап – словосочетания и простые предложения.

Гленн Доман говорил: «Успех создает мотивацию». Так что надеемся, что успешное прохождение первого этапа, поможет вам на следующем этапе, – этапе чтения словосочетаний и простых предложений.

II этап – Cловосочетания

Как и когда переходить ко второму этапу чтения по Доману?

Все принципы и правила проведения занятий остаются. Вы по прежнему показываете по три раза в день 1-3 комплекта карточек, регулярно откладывая изученные слова и добавляя новые.

Но после того, как ребенок выучил около  100 слов, вы можете переходить ко второму этапу – изучению словосочетаний.  В это время, малыш уже готов соединять слова вместе, чтобы получать из них различные комбинации. Словосочетания – это любые два слова, соединенные вместе.

Это – важный промежуточный шаг между чтением отдельных слов и предложений. Словосочетания наводят мосты между основными “строительными блоками” чтения – отдельными словами – и следующей составной частью этого процесса – предложениями. Этот этап (изучение словосочетаний) облегчит вашему ребенку освоение чтения предложений.

Чем старше ребенок, тем раньше  можно переходить к словосочетаниям и тем важнее при подборе словосочетаний учитывать интересы ребенка.

Создавайте словосочетания, используя уже изученные слова, так чтобы они несли какой то смысл. Хотя дети очень любят смешные нелепые словосочетания и иногда можно их повеселить.

Ваша задача изучить словарный запас своего ребенка и подумать о том, какие комбинации можно составить из тех слов, что малыш уже выучил. Проще всего составляются словосочетания с прилагательными: Банан вкусный, Большой мяч, Красивая кукла, Маленькая машина…

Одна из самых простых и полезных групп слов, которые легко усваиваются детьми, это названия основных цветов: Белая чашка, Желтый помидор, Зеленый чай, Черная рыба…

Показывайте 1-2 набора (по пять словосочетаний)по  три сеанса в день,  параллельно с  показами наборов отдельных слов.

На шестой день вы забираете по одному словосочетанию  из каждого набора и добавляете новое. И так каждый последующий день.
Так как слова в словосочетании знакомы ребенку, он может слегка заскучать. В этом случае, заменяйте по два словосочетания в день.
Через некоторое время, когда вы почуствуете необходимость перемен в занятиях, приходит время антонимов.
Конечно, это абстрактные понятия. Но посудите сами, “большой- маленький” – даже малышу будет легко освоить  эти понятия, ежедневно встречающиеся в его повседневной жизни.

III этап – Простые предложения

Подготовка и особенности проведения занятий

Даже на этапе освоения первой сотни слов ребенок вполне готов перейти к треьему этапу – простым предложениям. Простые предложения, как правило это словосочетания с “дополнительным” словом. Дети довольно легко переходят к этому этапу, но когда именно,  переходить к нему, решаете только вы. Конечно же, при этом внимательно наблюдая за реакцией малыша.

На этом этапе вам потребуется самостоятельно готовить карточки, чтобы на одной карточке (10 на 45 см) у вас поместилось 2-3 слова – нужное вам предложение целиком.

При этом шрифт можно уменьшить до 5 см, чтобы написанные слова не сливались. Слова в предложении формируются на базе изученных слов и словосочетаний. С начала подготовьте пять предложений.

Три раза в день на протяжении 5-ти (чаще  даже меньше) дней показывайте их своему ребенку. Затем начните обновлять свой набор, удаляя 2 старых предложения и добавляя 2 новых. Ваш ребенок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

Подготовка первой книги-дневника малыша

На третьем этапе Гленн Доман рекомендовал подготовить простейшую книгу из предложений. В этой книге будут ваши 5 предложений и по 1 иллюстрации к каждому из них.

Ее размер – 20 х 45 см, величина красного шрифта – 5 см. Страницы с текстом должны предшествовать страницам с картинками. Эта книга будет своеобразным дневником вашего ребенка.

Интереснее всего использовать для нее  предложения с именем малыша. При этом  проиллюстрировать ее надо фотографиями самого ребенка, когда он выполняет  действие о котором идется в предложении. Изготовление книги  потребует ваших усилий и главное – времени, но как правило, дети настолько любят эти книги,  что вы точно не будете жалеть о потраченном времени.

Начните с десяти страниц, которые вы будете читать своему ребенку два-три раза в день. Через некоторое время, изготовьте новую главу, по тем же правилам. Эта чудесная книга будет отличным дневником жизни вашего ребенка, для которой пригодятся все лучшие фотографии малыша.

Возможные трудности II и III  этапов

Сложности с подготовкой материала

На втором этапе родители сталкиваются с проблемой, которая несколько гасит энтузиазм. Эта причина – различия в русском и английском языках.  Именно из-за этой трудности, некоторые родители утверждают, что методика чтения по  Доману, работает только в английском. И связано это с наличием в украинском и русском языках множества окончаний, падежей, родов.

Действительно, готовя карточки  на английском языке, достаточно изготовить одну карточу “BIG”. В русском языке для составления согласованных словосочетаний понадобится минимум три: “Большой”, “Большая”, “Большое”. Но множество детей, легко и просто обучившихся читать по методике Домана на украинском, русском, польском и других языках, говорит о том, что метод работает не только с ангийским.

Подготовка карточек – словосочетаний может быть разной. Либо вы соединяете 2 карточки  в пары (прилагательное + существительное), либо готовите одну карточку  из двух слов. Все зависит от ваших возможностей,  а в основном – времени.

Даже если вы работаете по первому варианту, и ограничены во времени, решить проблему можно, например, изготовив прилагательное одного рода – мужского и  показывать словосочетания согласующиеся с ним. Например  со словом “Белый” можете показать слова “Снег”, “Цветок”, “Медведь” и т.п. У вас будет много вариантов и на первое время этого будет достаточно. Позже, для существительных среднего рода: “Пальто”, “Небо”, “Платье”, вам придется сделать еще и карточку  – “Белое”. Попозже – добавить и прилагательное женского рода.

Это просто особеннось русского языка, которую необходимо учитывать заранее. И тогда, вы сами можете планировать  занятия и подготовить нужный материал заранее. Гораздо хуже – обнаружить нехватку материала непосредственно перед занятием.

Приспособление под быстро меняющиеся интересы ребенка

Вторая трудность – ребенок растет и его интересы быстро меняются.

У вас не получится подбирать словосочетания и предложения исключительно по своим предпочтениям. Ведь на этом этапе очень важно не потерять интерес ребенка. Поэтому подготовленные вами  наборы это хорошо, но будьте готовы, как только ребенок проявит интерес к слову, задаст какой то вопрос – сразу взять подготовленную карточку и написать на ней большими буквами слово. В результате, ребенок не только выучит новое слово, он будет чувствовать гордость от изучения слова, которое появилось в  занятиях благодаря ему самому.

Занятия  детьми старше четырех лет

Если вы родитель дошкольника, не отказывайтесь от замечательной возможности быстро и в спокойной веселой атмосфере, научить своего ребенка читать.

Просто не забывайте, что старшему ребенку нужно больше времени и больше ваших изобретений – новые игры, интересная форма показа карточек. И конечно в случае с ребенком-дошкольником, вы должны уступить ему право выбирать слова для занятий. В этом возрасте игнор предпочтений ребенка, приводит к скуке и как результат – потере интереса к занятиям.
Хорошим подспорьем вам будет альбом для рисования с маркером, чтобы сразу записать в него слово, вызвавшее интерес у ребенка.

Мы постарались подробно рассказать о втором и третьем этапах, но возможно у вас остались  какие-то сомнения или сложности? Вы можете написать свои вопросы в комментариях и мы постараемся как можно быстрее  ответить.

 

*При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 86 = 87

Корзина