Перейти к основному содержанию

Чтение по Доману. Первый этап – чтение слов

«Чтение — один из самых важных навыков в жизни, потому что все обучение основано на умении читать» (Гленн Доман). Может ли младенец научиться читать? Сторонники метода Домана убеждены –  ДА! Можно ли малышей учить так как в школе? Конечно  нет! Дети  раннего возраста учатся читать слова и предложения  аналогично  тому, как они учатся понимать устную речь.

Именно поэтому обучение чтению по Доману – это запоминание слов целиком, без  изучения букв. Сам метод основан прежде всего на природном любопытстве, игре.

Напомним, что начинать занятия вы можете в любое время, и чем раньше, тем меньше времени вам потребуется для достижения результата. Гленн Доман называет оптимальным временем для начала занятий  – 1 год.  Но с какого бы возраста вы не начинали занятия, обязательно приступайте к ним с первого этапа – чтения слов. Этот этап пропускать нельзя даже если вы начали заниматься с четырех, пяти лет.

Занятия на первом этапе заключаются в показе ребенку  больших белых карточек, на которых крупным красным шрифтом написаны различные (знакомые малышу) слова.

Подготовка материала для занятий

«Матери должны ценить свое время больше кого бы то ни было» (Гленн Доман).

Карточки можно готовить самостоятельно или приобрести готовый набор.   Размер карточек и шрифта должен быть  тем больше, чем меньше малыш. Цвет букв – красный.

Но со временем, шрифт уменьшается, цвет букв – темнеет. Тут тоже лучше не искать шаблоны и формулы, а следить за ребенком. С развитием зрительных функций, малыш сможет разглядеть и маленькие буквы – из книг. В начале большие буквы используются попросту потому, что их легче рассмотреть, а красный цвет, потому что он привлекает внимание малышей.

Процитируем еще раз автора методики: “Вашему ребенку потребуется множество карточек, поэтому вы должны научиться их изготавливать достаточно быстро. При этом аккуратность и четкость важнее всего остального.”

Подбор слов для первых  занятий

«Магия не в карточках, а в ребенке» (Гленн Доман).

Начинайте программу с “любимых” слов, со слов знакомых ребенку на момент  первого занятия. Для каждого ребенка слова первого этапа – свои, особенные.

Со временем можно будет вводить и абстрактные (для малыша) слова, но начинайте со слов “МАМА”, “ПАПА”, имени ребенка, кличек домашних  любимцев, названий: любимой игрушки, еды, частей тела, предметов интерьера.

Старайтесь избегать показывать подряд (в одном наборе) слова, начинающиеся с одной буквы. Это на первом этапе усложняет  задачу малышу.  После первых слов – существительных,  можно вводить прилагательные, наречия или глаголы для упрощения перехода ко второму этапу – чтению словосочетаний.

Расписание занятий.

«Закончи до того, как ребенок захочет закончить» (Гленн Доман).

Этот принцип – главный. Расписание важно и для вашего удобства, и для успешности занятий, но вы можете ( и даже должны!) в любой момент изменить обучение в соответствии с потребностями ребенка.

Мы рекомендуем вам  хотя бы вначале, заполнять таблицу приблизительного плана занятий на неделю. В первые недели таблица поможет вам подготовить и себя, и малыша к занятиям.

Конечно  при занятиях с такими маленькими детьми не обойдется без корректировки расписания по ситуации, самочуствию малыша и  занятости. В этом случае, заполнение таблицы, поможет сориентироваться после возвращения к занятиям.

Запомните, что любой, даже самый лучший, самый надежный и проверенный метод обучения, должен быть адаптирован под вашего малыша.  Сеансов – “занятий” в течение дня рекомендуется проводить столько, чтобы у малыша (и у вас) не пропадал интерес. Тоже самое касается и количества изучаемых наборов. Ведь самое главное условие – ни ребенку, ни вам не должно быть тяжело. Если у родителей нет времени, то количество занятий, количество карточек можно уменьшить. Это гораздо лучше, чем вымученные занятия. Занятия, не приносящие никому радости пройдут впустую.

Методика проведения первых занятий

Выбрав  время, когда  ребенок в хорошем настроении, подготовьте его к показу словами «А теперь мы будем читать»

Разместите  карточку со словом “МАМА” на расстояние вытянутой руки от ребенка и  четко, без дополнительных объяснений  произнесите: “Это означает “мама””. Демонстрируйте карточку 1-2 секунды. Затем проделайте то же самое с карточкой “ПАПА”, произнеся при этом: “Это означает “папа””. Через несколько дней, когда ребенок адаптируется и привыкнет к правилам вашей игры, можно будет просто называть слово. Заканчивайте занятие, после того, как аналогичным образом,  с той же скоростью продемонстрируете еще три слова. Не забывайте сразу после занятия  перетасовать карточки. После «занятия» не проверяйте, не просите повторять, просто обнимите малыша, проявите к нему внимание.

В течение дня проведите такие занятия еще два раза с перерывами минимум тридцать минут.

На второй день повторите такие занятия  три раза, но добавьте еще один набор из пяти слов. Вы должны будете показать его ребенку  еще 3 раза. Таким образом, во второй день вы проведете шесть занятий. В конце каждого занятия обязательно хвалите малыша. При этом обязательно надо  выразить свои чувства физически: обнять, похвалить, поцеловать.

На третий день добавьте третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете учить своего ребенка с помощью трех наборов по 5 слов в каждом.  При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Таким образом, общее количество занятий возрастет до 9, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

При желании вы можете увеличивать количество занятий до 5 наборов  в день (по три показа каждый). Не забывайте при этом следить за ребенком и не перегружайте его, – заканчивайте, до того, как малыш устанет.

Но в любом случае, при любом темпе занятий и возрасте ребенка, карточка показывается 15 раз. Так что при трехразовом  показе набора в день, через пять дней, начинайте каждый день убирать по одной карточке из наборов (показанных 15 раз) и заменяйте их новыми словами. Показанные 15 раз карточки, старайтесь откладывать в отдельную коробку, чтобы не перепутать их.  Даже когда малыш запомнит 50, 100 слов,  Доман не рекомендовал возвращаться и повторять первые слова.

Это пожалуй все, что мы хотели рассказать вам о первом этапе, в следущий раз поговорим когда стоит переходить ко второму этапу, что для этого потребуется и как именно проводить занятия второго этапа.

 

*При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2

Корзина