Ничего безупречного в мире нет. Совершенно все имеет свои плюсы и минусы. Причем, то, что для одного кажется преимуществом, для другого – существенный недостаток. Это касается всех сфер жизни, но то, что связано со здоровьем, развитием и обучением детей – вообще не имеет однозначного ответа.
Что касается методик раннего развития, то здесь ведутся битвы, у которых вообще нет победителей. Лучшие подруги-мамочки могут стать врагами, доказывая свою правоту.
Одного ответа, одной методики, подходящей всем детям не может быть в принципе. Никакие исследования не дадут вам ответ, какая программа подойдет вашему малышу. В этом вопросе только мама может решить, что для ее малыша подойдет больше.
Если вы заинтересовались методикой Гленна Домана, мы поможем вам рассмотреть подробнее преимущества и недостатки системы, развеем некоторые мифы и предубеждения, чтобы занятия были легкими и максимально эффективными.
Методика Гленна Домана
Дети – исследователи по своей природе. С рождения, они нацелены на познание окружающего мира. И задача родителей – в нужный момент, предоставить необходимую малышу информацию, развивая природную любознательность и интерес ко всему новому. Именно это подразумевает методика Гленна Домана. Методика, которая предполагает «занятия» с малышом дома и буквально с рождения. Работа с ребенком предполагает систематические игры-занятия, в ходе которых взрослый показывает малышу флеш-карточки, одновременно читая их. Карточки имеют определенные размеры, шрифты и т.п – все адаптировано к возможностям восприятия ребенка самого раннего возраста. Заманчиво? Очень! Но не слишком ли рано?
Как определиться подходит ли эта методика и вам, и малышу? Как принять решение, если даже мнения педагогов и психологов расходятся?
Давайте рассмотрим главные преимущества и недостатки, приписываемые методике Домана.
Плюсы методики:
Сначала, рассмотрим почему методика, созданная более полувека назад, до сих пор так популярна.
1. Ранний возраст начала занятий
Занимаясь с малышом в первые месяцы жизни, вы создадите прочный фундамент для успеха и счастья вашего ребенка в дальнейшем.
При этом вы максимально используете самое продуктивне время. Занятия по методике проводятся в период развития, когда малыш впитывает информацию, как губка и способен приобретать знания без усилий. Это дает малышам наилучшую возможность развить физиологическую конституцию, выносливость и интеллектуальные навыки, чтобы быть на высоте в нашем сложном мире.
Более того, занимаясь с самых ранних лет, а точнее месяцев, ребенок привыкает учиться с радостью. Учеба для него становится естественной, интересной частью жизни.
Также занятия по методике – отличная тренировка памяти ребенка.
Дети, воспитанные на методике Домана, легче сосредотачиваются и могут сконцентрироваться на выполнении одного вида деятельности. Они также становятся более наблюдательными.
2. Занятия стимулируют зрительное развитие
В случае работы с карточками Домана, происходит зрительная стимуляция.
А ведь зрение играет одну из ведущих ролей в развитии ребенка. Вновь образованные нейронные связи в случае регулярной стимуляции сохраняются и совершенствуются, а в случае редкой стимуляции или бездействия – атрофируются и исчезают. Исследования показывают, что полное формирование зрительной функции влияет на темпы и уровень когнитивного, а также моторного развития ребенка.
3. Занятия занимают минимум времени
Несмотря на то, что занятия проводятся несколько раз в день, они очень короткие.
Демонстрация одной карточки занимает 1-2 секунды. Для младенцев, показ карточек, не должен занимать более 15 минут в день. Даже с учетом подготовки к занятию, это время можно найти даже в сложный первый год жизни малыша.
3. Занятия проводятся в домашней обстановке
Занятия в комфортной домашней обстановке проводят самые важные для крох люди – родители.
Мамы не просто подают информацию. Они обладают самым важным преимуществом – они наблюдают за своими детьми изо дня в день, и просто кожей чувствуют их настроения, интересы и желания. Благодаря таким занятиям, углубляется связь между ребенком и мамой – они вместе, в интересной игре, проводят время и это приносит не только пользу, но и радость малышам.
4. Занятия не требуют жесткого плана и расписания
У вас нет четких временных рамок – вы можете заниматься в удобном для вас ритме. В удачные дни, будет легко найти моменты, когда и вы, и малыш в хорошем настроении. А в не очень удачный день, можно и отдохнуть – не показывать карточки совсем. И это не упрощение программы занятий, все это многократно упоминалось самим автором методики.
5. Методика фокусируется на позитиве – игре и не требует тестирования
Программа Гленна Домана индивидуальна для каждого ребенка. Все темы подбираются в соответствии с интересами малышей. Кто откажется учиться любимым вещам и без «экзаменов»?
Минусы методики:
1. Младенчество – не лучшее время для начала обучения
Наиболее часто встречающаяся критика касается возраста начала занятий по методу Домана. Противники метода считают, что занятия с рождения нефизиологичны.
Бесспорно, – отсутствие логики, здравого смысла и интенсивное обучение без оглядки на желания крохи может нанести вред малышу.
Но в тоже время не вызывает сомнений, что развивающие занятия с любящими родителями, которые прислушиваются к пожеланиям и настроениям малыша, необходимы – даже в первые месяцы жизни.
2. Ребенку при занятиях отводится пассивная роль
Не всем родителям нравится «загрузка» мозга ребенка «битами интеллекта». Методику Гленна Домана иногда обвиняют в том, что ребенка “загружают” информацией как компьютер – механически. При этом считается, что малыш не анализирует информацию, не способен делать выводы. На самом деле это в корне не так.
©”Человеческий мозг – это самый совершенный компьютер и он подчиняется тем же правилам: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них получить. Если же эти факты не просто разрознены, но как-то связаны между собой, количество выводов может быть почти бесконечным.” Гленн Доман “Гармоничное развитие ребенка”.
Приведем пример. Карточки с фактами – энциклопедические карточки или биты интеллекта – делятся на категории, и это позволяет ребенку обобщать знания и соотносить одну категорию с другой. Малыш обнаруживает сходства и различия между представителями данной категории и делает выводы. Классификация позволяет сделать выводы, сформулировать правила, создающие новые нейронные связи.
Сочетание фактов – развивает логическое мышление: систематизирует знания и облегчает запоминание, развивает познавательные способности, основанные на ассоциациях.
Во-вторых, работа с карточками, это только часть программы развития гармоничного ребенка Гленна Домана. Есть еще программа физического, музыкального развития. Никто не отменяет игры, сказки и колыбельные перед сном. Гленн Доман постоянно отмечал важность индивидуального подхода: Вы сами составляете программу занятий и только от вас зависит чем именно она будет наполнена.
3. Занятия проводят неспециалисты – родители
Некоторым родителям кажется более правильным доверить развитие ребенка профессионалам – педагогам, психологам.
Но няни, детские сады, школы, это только один из сценариев жизни вашего ребенка – простой, но не самый лучший.
Как вы знаете, к сожалению (или к счастью), инструкций по развитию ребенка при рождении нам не выдают. Нет общих рекомендаций и одного правильного пути, а развитие вашего малыша настолько важно, что нельзя доверять его чужим случайным людям. Родители даже без специального образования в столь нежном возрасте могут сделать гораздо больше не перегружая, опираясь на свою интуицию и наблюдения за малышом. Не случайно, авторами некоторых методик раннего развития были родители совершенно разных профессий.
Главное, что потребует от вас эта методика – организованность и последовательность.
Хорошая новость в том, что у вас нет сроков и вам не требуется следовать догмам. Методика Домана – это обучение без стресса, обучение которое сближает малыша с родителями.
*При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.